Минстрой предлагает небольшое отклонение от графика перехода на новую сметную модель в строительстве.
Планы по переходу всех регионов на новую модель ценообразования в бюджетном строительстве могут быть отложены на некоторое время, согласно новой инициативе Министерства строительства. Вместо завершения этой работы в третьем квартале текущего года, предлагается перенести этот срок на первый квартал 2024 года. По последним данным, только немногие регионы были готовы к переходу на новую модель ценообразования в соответствии с установленным графиком. Информационная система, в которую должны быть загружены цены на строительные ресурсы, на данный момент заполнена лишь на 10%. Эксперты объясняют это как сложности в сборе данных о стоимости строительных ресурсов, так и недостаточным вниманием со стороны регионов к вопросам ценообразования.
Согласно представленным данным, процесс загрузки рыночных цен на строительные ресурсы в государственную систему сметного ценообразования сталкивается с трудностями и задержками. Эта задача оказалась более сложной, чем предполагалось. Однако, несмотря на трудности, реформа в сфере ценообразования строительных ресурсов остается актуальной и необходимой.
Предложение Министерства строительства перенести срок окончательного перехода регионов на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости государственных строительных проектов обусловлено стремлением избежать негативных последствий для строительной отрасли и обеспечить своевременное выполнение проектов. Такой подход должен помочь регионам, которые пока не готовы перейти на новую модель, избежать проблем с государственной экспертизой для новых объектов.
Напомним, что реформа в области ценообразования строительных ресурсов началась в 2015 году в ответ на скандалы, связанные с резкими изменениями стоимости некоторых крупных государственных строительных проектов. Основной целью реформы было приближение цен на строительные ресурсы к реальным рыночным значениям.
Начально планировался полный переход от базисно-индексного метода (основанный на умножении "базисных" цен 2001 года на индексы) к ресурсному методу, основанному на мониторинге рыночных цен. Однако внедрение реформы сталкивалось с задержками из-за медленного заполнения данными о ценах на строительные ресурсы в информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), что является ключевым элементом реформы. В результате было решено осуществить переход на новую модель ценообразования поэтапно, начиная с комбинированного ресурсно-индексного метода.
Согласно представителям Министерства строительства, в настоящее время большинство регионов имеют возможность перейти на ресурсно-индексный метод. Около 20 регионов уже завершили этот переход, 29 регионов находятся в процессе завершения всех необходимых процедур, и только небольшое количество регионов продолжает заниматься сбором и верификацией данных для перехода.
Антон Глушков, президент Национальной организации строителей (НОСТРОЙ), отмечает, что решение о переносе срока следует рассматривать в комплексе с оценкой активности региональных лидеров. Он подчеркивает, что многие регионы формально относятся к вопросам ценообразования, но для успешного перехода необходимо приложить дополнительные усилия по сбору данных, особенно в регионах, которые в своё время были обязаны создать региональные центры мониторинга.
Согласно последним данным, сейчас нет регионов, где была бы полностью отсутствующая информация в ФГИС ЦС, однако в среднем она заполнена всего на 10% к концу второго квартала.
Максим Горинский, вице-президент Союза инженеров-сметчиков, высказывает мнение, что последний перенос срока ожидался и может быть предсказуем. Он указывает на то, что проблема с созданием региональных центров мониторинга не решена.
Источник:
Коммерсантъ